Составление домашней библиотеки с учетом рекомендаций учителя-логопеда

| 11.12.2022

Составление домашней библиотеки с учетом рекомендаций учителя-логопеда
Л. С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Книга обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Задача взрослого – открыть ребенку всё то необыкновенное, что несет в себе книга.
Особенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства – слуховом. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
У дошкольников слуховое восприятие прочитанного развито неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках —выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Составляя детскую библиотеку, родителю необходимо опираться на возрастные особенности своего ребенка, учитывая его интересы и уровень развития.
Детям среднего дошкольного возраста рекомендуется читать:
-Русские народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, загадки.
-Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Зимовье», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Смоляной бочок», «Колобок», «У страха глаза велики», «Привередница», «Пых», «Война грибов с ягодами» (в пересказе В. Даля).
-Украинские народные сказки «Рукавичка», «Как кот ходил с лисом сапоги покупать».
-Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».
-Л. Толстой «Мальчик стерег овец», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», Л. Берг «Рыбка», В. Маяковский «Что такое хорошо?», В. Сутеев «Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Петух и краски», «Три котенка», Ю. Дмитриев «Что такое лес», К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный»,
С. Михалков «Дядя Степа», «Три поросенка», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», С. Воронин «Настоящий тигр», «В старом сундуке», В. Липский «Волшебный утюжок», В. Зотов «Синица», «Мать-и-мачеха», «Майский ЖУК», Гримм «Горшок каши», Ш. Перро «Красная Шапочка», стихи А. Плещеева, А. Прокофьева, А. Барто, З. Александровой, Е. Серовой, Е. Благининой, Б. Заходера.
Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет рекомендуется читать такую литературу, как:
-Русские песенки, потешки, загадки; русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, Петух, и Лиса»;
-А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Ушинский «Пчелки на разведках», «В лесу летом»; Л. Толстой «Косточка», В. Маяковский «Кем быть?», «Доктор Айболит», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Почта», К. Чуковский «Мойдодыр»; Н. Сладков «Осень на пороге», Н. Носов «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Б. Житков «Кружечка под елочкой»; Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу», В. Зотов «Дуб», «Клен», «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисички», «Мухомор», «Подберезовик», «Снегирь», «Клестеловик»» «Божья коровка», «Кузнечик» «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья»,; С. Воронин «Чистопородный Филя».
Рекомендуемая художественная литература для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет:
-Русские народные потешки, песенки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки;
-Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Семь Симеонов — семь работников», «Василиса Прекрасная»;
-Белорусская сказка «Легкий хлеб»;
-А. Пушкин «Сказки»; Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Слон»; К. Ушинский «Спор деревьев», «История одной яблоньки»; С. Одоевский «Мороз Иванович»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; И. Гурвич «Малька и Милька»; В. Осеева «На катке»; С. Маршак «Кошкин дом», «Как рубанок сделал рубанок» ; В. Бианки «Птичий год — осень» ; К. Паустовский «Кот-ворюга»; К. Чуковский «Сказки»; С. Михалков «От трех до десяти»; А. Барто «За цветами в зимний лес»; Л. Пантелеев «Буква ТЫ»; Е. Чарушин «Кабан-секач», «Рысь», «Носорог», «Бегемот», «Лев»; Б. Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина»; С. Воронин «Моя береза. Осенью», «Моя береза. Зимой», «Моя береза. Весной», «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Добрая раковина», «Девять белых лебедей»; А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Драгунский «Денискины рассказы»; В. Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей», «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний»; В. Сутеев «Под грибом», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Елка»; С. Сахарнов «Морские сказки»; В. Сухомлинский «Весенний ветер»; Дж. Родари «Чиполлино»; братья Гримм «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»; Ш. Перро «Спящая красавица»; стихи А. Пушкина, А. Плещеева, Н. Рубцова, А. Блока, Ф. Тютчева, Е. Благининой, А. Барто, Р. Сефа и др.

https://vk.com/wall-203946387_1097

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *